Зачем священникам длинные волосы, а остальным мужчинам положено стричься: ответ нашел у предков

Привет всем, кто с чистым сердцем!

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему раньше вроде бы носили длинные волосы абсолютно все, а теперь вроде мужчинам положено стричься? Есть несколько объяснений, которые на поверхности. Это мода, удобство, общественное мнение. Почему же тогда раньше носили длинные волосы. Вот несколько объяснений на поверхности: невозможность стричь, культура.

Сейчас же длинные волосы у мужчин часто считаются какой-то дикостью. Конечно, есть известные люди, которые доказывают обратное, но в основном, особенно в провинции, тебя просто сочтут за «чё как баба-то».

Так что же стало с многовековой традицией наших предков? Почему именно наших предков? Да потому-что любое упоминание о них ассоциируется с образом мудрых и сильных людей именно с длинными волосами.

Если обратиться к традиции, ношение длинных волос имело особое значение. В них была мудрость предков, волосы помогали настраиваться, на общения с Высшим. Причем это были не только Волхвы. Людям в целом была близка Ведическая культура, длинные волосы были частью этой культуры, как инструмент поддержания высокого уровня сознания. Длинные волосы были необходимостью.

А что сейчас? Представьте «пацанчиков с района», у всех бритые головы. Всё потому, что они по своему уровню развития не способны проводить через себя высокие энергии. Неуютно им с волосами, мысли давят, вот и бреют.

Такие люди более послушны, как биомасса, которой легко управлять. В армии то же самое, стригут гладко. Говорят конечно, что мол устав, гигиена, и удобство, но мне кажется в этот «обряд» заложена идея лишения людей мыслить широко и осознанно. Им удобнее, чтобы стадо выполняло приказы и не спрашивало ни о чем.

А теперь давайте перенесем этот же принцип на общество в целом. Насколько изменится уровень сознания народа, если мужчины ранее носившие длинные волосы, станут носить короткие? Я думаю, что изменения будут.

А стрижка начала практиковаться с приходом христианства. Наверное, в том числе и для того, чтобы новая вера входила в головы без сопротивлений. Даже сейчас священники носят длинные волосы, и при этом поучают коротко стриженых православных мужчин.

Вот зачем священникам длинные волосы? Они хотят быть ближе к Христу? Говорится, что это просто такая традиция. Но я же думаю, что как раз для того, чтобы накапливать и передавать «мудрость». Это делает их более «прокачанными» по сравнению с другими.

А что же со старыми священниками, которые выстригали волосы на темени? Я думаю это не хило так «обесточивало» людей, и они просто были попугаями. Большего от них не требовалось.

Я думаю, что есть смысл в том, чтобы обратить внимание на свои волосы. Выбирает каждый сам. Лично мне всегда интуитивно хотелось иметь длинные волосы. Однажды я отрастил их практически до лопаток, но потом была армия, где я ходил «под ноль».

И скажу вам разница колоссальная. По возможности я отращивал, чтобы не было видно под головным убором. Совсем без волос мне было не комфортно. С ними я чувствую себя более сильным и уверенным.

Сейчас у меня уже снова довольно длинные темно-русые волосы и мне всегда жалко их стричь. Так что вот вам ответ прямиком от предков — ЧЕМ ДЛИННЕЕ ВОЛОСЫ, тем больше силы человек получает, а бритыми легко управлять.

Замечали, как легко проявляют агрессию «гопники»? Они нестабильны эмоционально и не способны мыслить.

Читайте также:

А носите ли вы длинные волосы?

Источник

«Ты зачем длинные волосы носишь?!»

23 апреля исполнилось полгода по преставлении ко Господу геронды Григория (Зумиса), игумена святогорского монастыря Дохиар. Он мог сказать то, что ты никогда и нигде больше не услышишь. Как, например, проникнуть в сущность другого человека? Но главное — чего это будет тебе стоить? Старца вспоминают в том числе и те, кто до сих пор ломает голову над его поступками и словами…

Архимандрит Григорий (Зумис) Архимандрит Григорий (Зумис)

Актуальный разговор

Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Акулове:

— Геронда Григорий — очень трогательный старчик. Такой любовью к людям обладал.

Мы как-то раз пришли в Дохиар, у них там был какой-то особый день, мы думали, он нам что-то скажет, а он стал меня просить, и так я там перед братией выступал.

Протоиерей Валериан Кречетов и р.Б.Рафаил Протоиерей Валериан Кречетов и р.Б.Рафаил

Это он, кстати, сказал эти очень актуальные сейчас слова:

— Дьявол сначала поднимает национальное сознание, потом религиозное разворачивает в ту сторону, что, мол, какие мы исключительные, особые… И отделяет так от всех остальных. А потом по одному всех передавит!

А одному батюшке, у которого были проблемы со взрослыми детьми, и он спросил, как ему быть, геронда ответил:

— Не ввязывайся, будешь всю жизнь виноват!

Как богемного рок-музыканта может переплавить монашество

р. Б. убогий Рафаил:

— В Дохиаре были очень интересные беседы. Отец Григорий — это был такой кремень веры! Старец был такого смирения! Мы, когда впервые приехали, заходим на территорию обители, там ходит какой-то человек весь в рванье, а вокруг него, наверно, 100 котов бегают. Хвосты у всех — трубой! И еще маленькие собачки мельтешат. Мы — к нему, а он:

— Да вот сейчас монахи придут, все будет… — а себя как бы ни во что ставит.

Читайте также:  Топ 10 причесок для лысеющих мужчин

Пришли монахи, нам тут же попался среди них русскоговорящий парень, выходец из России. Он нам все объяснил. Потом мы узнали, что этот брат раньше был музыкантом, играл тяжелый рок. А геронда Григорий смотрел в сердце, в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек. Мог просто взять и сказать паломнику:

— Оставайся!

Геронда Григорий и кошки Геронда Григорий и кошки

Геронда Григорий смотрел в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек

Я видел потом этого брата два года спустя — его было не узнать! Монашество его очистило, переплавило.

А тогда мы, помню, прошли на трапезу, глядь, а во главе стола тот самый монашек… Только ряса на нем уже другая, не рабочая. Это, оказывается, и был игумен. Геронда Григорий. Начал он говорить, и все просто рты пооткрывали. Он нам такие вещи рассказывал! Я такого ни в каких книгах не читал. Это такой духовный человек. Греция по одним его молитвам удерживаема была от многого зла. А как он любил Россию!

На престольный праздник монастыря в Дохиар приезжало очень много паломников. И из Греции, и из России даже детей с собой привозили — лишь бы только старец их благословил.

Что это было?

Илья Авраменко, сценарист:

— Геронда Григорий, — об этом знают все, кто бывал в Дохиаре, — имел обыкновение благословлять пощечиной. При этом считалось, что чем сильнее — тем лучше. Рука у геронды была очень тяжелая — по крайней мере у меня осталось такое впечатление. Я вот сейчас это вспоминаю, и у меня щека начинает гореть. В отдельных случаях мог и посохом «благословить» — если, например, кто-то в его присутствии сидел нога на ногу (потому что так раньше блудницы сидели).

Сам я много лет носил длинные волосы. Мне казалось, это весьма соответствует придуманному мной самим образу элегантного и богемного господина.

И когда я впервые пришел в Дохиар, архондаричий мне объявил:

— А тебе надо подстричься! Давай-ка я прямо сейчас тебя подстригу.

— Вот еще новости, — уперся я, — даже не подумаю. Мне так нравится.

— Тогда, — архондаричий был конкретен, — приложись к «Скоропослушнице» и уходи. В монастыре мы тебя не оставим. Геронда благословил длинноволосых не оставлять.

Геронда благословил длинноволосых не оставлять

Я и ушел. Геронду тогда так и не увидел.

Спустя несколько лет, уже в последний день нашего паломничества на Афоне, я пришел в Дохиар вместе с моим сыном Иоанном, которого в семье мы зовем Яником. Тогда ему еще не было 16-ти…

Как раз закончилась трапеза, и геронда вместе с братией вышел в галерею. Рядом со старцем бежали маленькие собачки, и было видно, как они его обожают. Одна из собачек так хотела быть рядом с ним, что прыгнула именно на то место, куда геронда садился, и именно в тот момент, когда он уже садился. И геронда, разумеется, сел прямо на нее. Но собачка даже не пискнула. Она выбралась из-под геронды, встряхнулась, как бы приходя из сплющенной в прежнюю форму, и с совершенно счастливым видом приткнулась к его боку.

А геронда в это время среди многочисленных паломников увидел нас — и вдруг говорит Янику:

— А ты оставайся с нами! Сейчас подрясник тебе принесем… Будешь с нами жить, я тебя монахом сделаю!

В монастыре Дохиар В монастыре Дохиар

Я замер. Мы, когда ехали тогда на Святую Гору, мне вдруг жена сказала:

— Смотри только, ребенка там не оставь!

Материнское сердце чуткое, похоже, что-то оно чувствовало…

Яника, приехавшего тогда на Афон впервые, вообще принимали как-то особенно: в Кутлумуше архондаричий брат Иосиф, только его увидел, снял с себя скуфейку и на него надел…

И теперь вот такое предложение от старца.

Яник молчит. Думает. Принимает решение.

А я стою, у меня сердце бьется. Молюсь и думаю: «Если сейчас он согласится, то и я останусь с ним… хотя бы на какое-то время… Не оставлю же я его тут одного?»

Мне страшно.

А Яник все молчит.

«Ну, — думаю, — все. Прости, любимая, не смог я твою просьбу исполнить».

И вдруг слышу, сын мой произносит:

— Простите, я еще маленький.

А геронда смотрит на него пристально и спрашивает:

— А сколько тебе лет?

— Скоро будет 16.

— А мне, когда я сюда пришел, было 12, — сказал старец и тут же, видимо, чтобы больше никого не смущать, перевел разговор на другую тему.

Тот самый Яник, которого геронда хотел оставить в Дохиаре, видимо, прозирая в нем служителя Христова Тот самый Яник, которого геронда хотел оставить в Дохиаре, видимо, прозирая в нем служителя Христова Вскоре взгляд игумена остановился на моих длинных волосах:

— Послушай, — обращается он ко мне, — Что-то волосы у тебя длинные… Давай-ка мы тебя подстрижем.

— Нет-нет, — говорю, — спасибо, не надо. Мы сейчас приложимся и уйдем…

Я же помнил, как тут относятся к длинноволосым…

— Нет, подожди, — не отступается от меня старец. — А ты зачем длинные волосы носишь?!

— А ты зачем? — вдруг так дерзко поинтересовался у него и я.

Читайте также:  Прыщи на голове

— Мы, монахи, — спокойно отвечает он, — носим длинные волосы для смирения. А ты для чего?

И этим простым ответом он все поставил на свое место. Что я мог ему на это сказать? Я же свои длинные волосы носил, совсем наоборот, для выпендрежа.

И я смирился.

— Ладно, — говорю — стригите.

Все обрадовались, а геронда, кажется, больше всех.

«Постриг» Ильи Авраменко «Постриг» Ильи Авраменко

Легконогий отец Иаков — наш, русский монах — помчался за ножницами.

— Где же Яша? Где ножницы?! — волновались все, пока он не вернулся, переживая, видимо, что я могу передумать.

Но отец Иаков прибежал назад очень скоро. Благочинный монастыря отец Гавриил (Гиуврис) взял у него ножницы, собрал мои патлы в пучок и спокойно его отрезал.

Все засмеялись, закричали «Аксиос!»

Благочинный отец Гавриил взял ножницы, собрал мои патлы в пучок и отрезал

А я подумал: «Интересно, а почему геронда сам меня не стрижет? Это же он настаивал, вот сам пусть и стрижет».

И со словами:

— Геронда, ты хотел, ты и стриги! — протянул ему ножницы.

Все обомлели.

Отец Иаков перевел геронде на греческий.

Повисла пауза…

Потом уже мне сказали, что геронда так никогда никого не стриг.

А тут вдруг он взял ножницы и как-то очень нежно отстриг мне сначала один огромный клок, потом посмотрел и еще отстриг — вроде как подровнял. А потом поднял руку с отстриженными моими волосами, засмеялся и закричал звонко, на весь монастырь:

— Аксиос!

Все подхватили:

— Аксиос! Аксиос!

Геронда Григорий и Илья Авраменко. После «пострига» Геронда Григорий и Илья Авраменко. После «пострига»

А геронда сказал:

— Имя тебе отныне Михаил…

И было это все в день моего рождения.

Такой вот невероятный, неземной подарок.

Что это было? Одни убеждены: некое сакральное действо, смысл которого мы узнаем потом. Другие возражают: просто старец почудил немножко, бывает… Третьи говорят: это на Афоне ты монах Михаил, а в миру, как был, так и остаешься Илья — семейный человек; ты же обеты никакие не давал.

Сам геронда после этого «пострига» сказал мне:

— Монастырь теперь твой дом родной. Приезжай, живи с нами, сколько хочешь.

Я был в Дохиаре в октябре прошлого года. Геронды не было. Мне объяснили, что он сильно болен и в обители его нет.

Собачки его ходили какие-то потерянные.

Не было и отца Гавриила.

Я уехал из Дохиара, а через два дня геронда Григорий отошел ко Господу.

Но у меня чувство, что он не оставил нас, он рядом с нами.

Помяни, Господи, схиархимандрита Григория во Царствии Твоем!

Источник

Про пост и длинные волосы у мужчин

священник Александр Пикалев отвечает на вопросы:

Среди священнослужителей есть правило не стричь волосы и бороду, в тоже время, часто замечаю, что некоторые священники нарушают это правило. Насколько верно они поступают?

Алексей.

=====================================

Подскажите пожалуйста можно ли во время Великого Поста причащаться?

Еще слышал, что 3-ёх дневный пост перед Причащением неканонизирован и неясно кем выдуман…так ли это?

Андрей.

Среди священнослужителей есть правило не стричь волосы и бороду, в тоже время, часто замечаю, что некоторые священники нарушают это правило. Насколько верно они поступают?

Алексей.

Отвечая на ваш вопрос, сразу приходят на память слова патриарха грузинского Ефрема: «Весь образ священника должен быть понятным для своих современников. И его внешность не представляет в данном случае исключения» (ЖМП, 1970, №12, с. 26)

Если же мы рассмотрим этот вопрос с исторической и канонической точки зрения, то увидим следующее: многочисленные письменные памятники и многовековая практика Церкви ясно свидетельствует о том, что в древней Церкви существовал обычай противоположный нынешнему. Ни в канонах, ни в древней церковной истории, нигде нельзя найти обоснования для требования от духовенства носить длинные волосы.

Сторонники практики ношения современным духовенством длинных волос апеллируют к образу пастыреначальника Иисуса Христа, который на иконах изображен с длинными волосами. Но при этом надо принять во внимание, что Христос отращивал себе волосы в соответствии с обычаями назореев того времени. Ныне же православные миряне, духовенство и епископы никаких обетов назорейства не дают, т.к. иудейский закон упразднен еще апостолами. Требовать от христиан соблюдения назорейских обетов равносильно требования соблюдать обрезание. Подражание Христу должно быть не во внешнем Его облике (апостолы не подражали Христу в волосах), а в духовной жизни, в делах, в святости. В Священном Писании и Священном Предании нигде не содержится требования к духовенству растить волосы. Наоборот, апостол говорит: «Не сама ли природа учит нас, что, если муж растит волосы, то это — бесчестие для него; но если же жена растит волосы, для нее это честь; так как волосы даны ей вместо покрывала. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ( I Кор. 11:14-16)

В данном случае нельзя, конечно, делать исключения для духовенства, и для него ращение волос во времена апостолов было б только бесчестием. На основании выше приведенных слов апостола Павла мы должны признать, что в первые века христианства все мужчины, не исключая духовных лиц, должны были стричь волосы. И действительно, история вполне подтверждает это.

В Апостольских Постановлениях встречается прямое предписание, чтобы никто не отпускал длинных волос, а прилично подрезывал их и чтобы никто не делал на голове из волос никакого особенного знака. Ращение волос, если практиковалось иногда, то не у христиан, а у язычников, которые кичились этим и видели в этом какой то особенный шик, хороший тон, изящество. Даже монашествующие в то время считали незаконным и неприличным носить длинные волосы. Святой Епифаний Кипрский говорит: «Из монашествующих некоторые живут в городах, а некоторые и в монастырях пребывают и от мира далеко отшельничествуют. Некоторым угодно было носить на голове длинные волосы, ради образа жизни, по собственному соображению, так как ни Евангелие этого не предписало, ни апостолы не приняли: св. ап. Павел отверг этот обычай».

Читайте также:  Депиляция мужской интимной зоны: подготовка к процессу, разновидности и особенности проведения

В другом месте он с большею решительностью восстает против ношения длинных волос, признавая его противным самому духу христианства: «Чуждо канонической церкви и проповеди апостольской носить публично власяницу и иметь не остриженные волосы-что хуже и противнее этого»!

Решительно высказывается против ращения волос клириками блаженный Иероним. Приведя слова пророка Иезекииля: «И головы своей они не должны брить, и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут головы свои» (Иез.44, 20) он замечает: «Пророк ясно показывает, что мы не должны быть с бритыми головами подобно жрецам и чтителям Исиды и Сераписа, а также отпускать волосы, что служит признаком роскоши и свойственно варварам и воинам, но внешний вид священников должен быть благопристойным». По словам блаженного Иеронима, клирикам следует так подстригать волосы, чтобы ими покрывалась кожа и чтобы голова была свободна для движений.

Изображения, имеющиеся в древних римских катакомбах, дают возможность убедиться, что древние христиане-мужчины коротко стригли себе волосы, а женщины отращивали себе длинные волосы и покрывали свои головы и закрывали лица покрывалом в знак скромности (Толковая Библия Лопухина, том одиннадцатый, стр. 81-я).

В Греческой Четьи Минеи 10 века ни один из святых не изображен с длинными волосами. А потому, безусловно, прав историк Голубинский, когда говорит, что в древнее время архиереи и священники и вообще все члены клира или причта носили подстриженные волосы, что подтверждают и сохранившиеся памятники древней иконографии, и не только древней, но даже поздней, и не только поздней, но даже настоящего времени (см. Историю Русской Церкви Голубинского, т. 1, ч. 1, стр. 579).

О существовании обычая в России подстригать волосы духовенством в 16 веке говорят даже иностранцы. Так, послом в 1517- 1526 годах в Москве от императора Австрийского барон бывший Герберштейн в своих записках о России, между прочим, пишет, что русские священники надевают на голову маленькую и круглую шапочку, «которою они покрывают выстриженное место» (Душеполезное Чтение. 1867 г., кн. III, стр. 282).

Фактически за короткие волосы у духовенства говорят восемнадцать столетий, а за длинные только девятнадцатое и двадцатое. Так что это не противоречие двух традиций, скорее, противоречие традиции и моды.

Подскажите пожалуйста можно ли во время Великого Поста причащаться?

Еще слышал, что 3-ёх дневный пост перед Причащением неканонизирован и неясно кем выдуман…так ли это?

Андрей.

Да, вы правы. Трехдневный пост перед причастием никаким уставом не предписан. Воцерковленный человек должен поститься в предписанные Уставом дни: среду, пятницу, многодневные посты (Рождественский, Успенский, Петров пост, и Великий пост), а так же однодневные посты, так же обозначенные Уставом.

Обычай поститься три дня перед Причастием появился как дисциплинарная мера для тех, кто не живет церковной жизнью, не постится, а исповедуется и причащается раз в год.

Те духовники, которые требуют от своих прихожан непременного и обязательного трехдневного поста перед Причастием поступают не совсем верно, а лучше сказать, совсем не верно, т.к. сами, как правило, не соблюдают эту сомнительную традицию. Более того — священник совершает Литургию в светлую Седмицу практически каждый день, и при этом не постится накануне Причастия, и это считается совершенно нормальным, т.к. пост в эти праздничные дни напрямую запрещен Уставом. Кроме того, ни один духовник не имеет права требовать от своих чад того, что не соблюдает сам. По этому требования поста от священника, который сам не поститься, совершенно неправомерны.

Каждый православный христиан должен понимать, что принятие Святых Христовых Тайн это не какое-то из ряда вон выходящее событие, а неотъемлемая часть его церковной жизни. Причастие должно быть по возможности частым и регулярным, т.к. именно участие в Таинстве Евхаристии наполняет смыслом наше присутствие на Божественной Литургии. Фактически храм это есть стены, возведенные вокруг Евхаристии. Идеально было бы причащаться на каждой Литургии, на которой мы присутствуем. В любом случае надо стремиться к еженедельному, ежевоскресному Причащению. А если мы причащаемся в воскресный день, то мы никак не можем поститься в субботу, потому что пост в субботу это католическое нововведение и прямо запрещен в Православной Церкви. Даже в Великий пост суббота и воскресенье считаются праздничными днями и пост в эти дни послабляется.

Поэтому поститься надо в соответствии с уставом, если позволяет здоровье и помнить о том, что Причастие Святых Христовых Таин это есть то единственное, что наполняет смыслом любой наш подвиг, любое движение души и воли в направлении Бога.

Источник https://pravosetia.livejournal.com/5592.html#cutid1

Источник